Базис

The DICHOTOMY


Наш Мир дуален. Относительно множества важнейших принципов, понятий, субстанций может быть проведено дихотомическое деление.
ДИХОТОМИ́Я, и, мн. нет, ж. [греч. dichotomia < dicha на две части + tomē сечение]. 1.филос. Разновидность классификации (в 1-м знач.): деление целого на две части... Толковый словарь иноязычных слов, 2004
Такое деление на две независимых, противоположных части, формирующих единое целое, оказывается справедливым для самого широкого круга сфер познания:
  1. Материя: атомы состоят из ядер и облака электронов
  2. Электричество: положительный и отрицательный заряд
  3. Магнетизм: южный и северный полюс
  4. Биология: женский и мужской пол
  5. Психоанализ: материнское и отцовские начала
  6. Философия: идеализм и материализм, вера и разум
Этот список можно продолжать до бесконечности, открывая все новые и новые подтверждения данного общего принципа: добро/зло, свет/тень...


DEUS

Deus [лат. Бог]. Нам надо сказать кое-что о Боге. Мы понимаем, сколь непроста эта тема, поэтому нам необходимо сразу четко объяснить, что мы будем понимать под этим термином.
Бог (Deus) - общий принцип мироздания, определяющий законы его устройства (физика, химия, биология) и развития (эволюция, филогенез). Вопросы о том, обладает ли ОН самостью, разумом, волей, является ли творцом всего сущего, имеет ли замысел - находятся вне сферы нашей тематики и не подлежат обсуждению.
Мы искренне рассчитываем, что данная формулировка будет одинаково приемлема для всех - христиан, иудеев, мусульман, индусов, буддистов, атеистов. Дабы избежать противоречий и не оскорбить ненароком чьих-то чувств, мы просим далее воспринимать здесь понятие Бога именно так, как указано выше.

Феномен древних учений, писаний о Боге исследован весьма глубоко. Чем бы они ни являлись, но эти учения - единственные вневременные этические руководства, не теряющие своей актуальности на протяжении тысячелетий. Это разительно отличает их, например, от философских школ и течений. Хотя бы поэтому, их полное и решительное отрицание, имеющее сегодня место в определенных социальных кругах, вызывает, по крайней мере, недоумение.

Основные религиозные концепции обладают рядом общих постулатов. Их сопоставление позволяет увидеть исключительно важные общности:
  1. Начиная с Ведических книг индуизма, утверждается, что Бог двуедин. Брахман и Атман; Бог Отец и Бог Дух Святой. Первая ипостась представляет собой созидающее логическое начало, вторая - всепроникающая сущность, присутствующая везде и во всем. Ни новозаветная Троица, символизирующая признание божественной сущности человека, ни толкование в Коране Аллаха, как Бога суть единого, не имеющего ипостасей, но объединяющего в себе свойства Духа и Отца, логически не противоречат данному утверждению.
  2. Все религии безусловно заявляют о существовании некоего общего неизменного Принципа мироздания, признание, почитание и следование которому является абсолютно обязательным.
  3. Проблема человека, причина его страданий состоит в стремлении к иллюзорным целям и идеалам, отсутствии веры, как понимания (ощущения, знания) истинного Принципа Бога. Все концепции утверждают это, как бы ни именовался иллюзорный принцип (майя, грех, Диавол), как бы ни именовался Принцип Бога (Брахман, Св.Троица, Шариат).
  4. Заповеди, как этический кодекс, посылаемый человечеству, не претерпели радикальных изменений от Вед до Корана.
  5. Ни одна из основных религиозных концепций никогда не углублялась в вопросы построения и организации человеческого сообщества, государства, за исключением семьи. Даже формирование самих религиозных общин, церквей никогда не являлось центральным вопросом. Если такие упоминания и возникали, то найти между ними какую-либо общность, преемственность от одного учения к другому, вряд-ли удастся.
Также можно проследить исключительно важный путь развития самих учений. Очевидно, по мере духовного развития и прогресса человеческого сообщества, были необходимы новые трактовки и откровения, не изменяющие, однако, основных принципов. Нам стоит заострить внимание на ряде моментов:
  1. Ранние религиозные концепции, впервые ведут человека от многобожества, поклонения силам природы, к пониманию единого Принципа, закона. Значительное внимание уделяется его неизменности на всех уровнях мироздания - Принцип определяется общим для микромира, природы, Вселенной, человека, Бога.
  2. Ветхий Завет (Танах), сохраняя и конкретизируя дуальный Принцип божественного мироустройства, дает человеку весьма конкретные предписания (заповеди), следование которым должно избавить его от греха, привести к единению с Богом.
  3. Новый Завет Христианства, впервые говорит человеку о Троице. Триединство Бога теперь включает новую ипостась - Бога Сына (он же Бог Логос, Бог Слово), явным образом указывающую на сущность человека, соответствующую Принципу, его принятие Богом, и более того, выражение через богочеловека созидательной функции - Слова. Следующим сущностным моментом Нового Завета, явилось открытое введение в религиозную практику "материнских" начал, выраженных в Принципе всеобщей Любви и образе Богородицы. Ранее Принцип Бога имел, в основном, "отцовские", патриархальные черты.
  4. Ислам, самое "молодое" учение, является наиболее рациональной религиозной концепцией. Вопросам божественной сущности в ней уделяется гораздо меньше внимания, чем ранее. Принцип сосредоточен в Аллахе, чья внутренняя природа остается нераскрытой. Учение концентрирует внимание на неукоснительном соблюдении закона (шариата). Значимость материнского духовного начала вновь резко снижается.
По сути, все религиозные учения, говорят о необходимости следования Принципу Бога, ради избавления от мук и страданий, к которым человека ведет непонимание этого Принципа, стремление к иллюзорным ценностям. При этом сам Принцип Бога не является каким-то мистическим неведомым идеалом. Он выражен в объективных законах природы, эволюции, а для человека сформулирован вневременными этическими законами, заповедями.

Все заповеди, учения, наставления, данные человеку великими религиозными учениями во все времена, можно выразить двумя краткими правилами: Кодекс Бога и Кодекс Человека. Кодекс Бога указывает на существование объективных законов природы, которым подчинены все сущности и существа, однако человек, в силу своей особенности, может их нарушать, что является злом. Кодекс Человека устанавливает специфические, данные только человеку, в соответствии с его особой сущностью и природой, заповеди.

***

Кодекс Бога

Нет другой истины, кроме естественного Принципа мироустройства.
Прими его и следуй ему, не делай противного ему.
Не сотвори иного. Не верь в иное.

***

Кодекс Человека

Возлюби ближних своих.
Твори добро. Не делай никому зла.
Не желай и не присваивай чужого.
Не искажай истины.
Не убивай.

***

The HUMANISM

Выдающиеся мыслители современности создали ряд замечательных философских концепций, представляющих собой светскую альтернативу религиозным учениям, в плане формирования этических основ человеческой жизни, разрешения стоящих перед каждым индивидуумом экзистенциональных проблем. Во многих вопросах гуманистическая философия пересекается с религией, однако есть и ряд существенных отличий. Особенно глубоко гуманисты продвинулись в вопросах анализа человеческой психологии.

Большой интерес представляет, в частности, концепция материнского и отцовского начал в психологии. Материнское начало "отвечает" за такие понятия, как природа, традиция, любовь, общность, информация. Отцовское - человек, прогресс, справедливость, индивидуализм, логика. Здоровая психика, конструктивная жизненная платформа, характеризуются сбалансированным присутствием обоих начал. Когда "материнское" либо "отцовское" повреждены, недостаточно развиты, возникают сбои, вплоть до психических нарушений, требующих медицинской коррекции.

Не трудно видеть, что "материнское" начало обладает в большей степени свойствами "Бога-духа", а "отцовское" - свойствами "Бога-отца". Их наличие, противоположность и единство (в случае здоровой психики) - еще одна иллюстрация ко всеобщему объединяющему принципу дихотомического деления.

В то же время, сильное превалирование, например, "отцовского" начала в психологии человека, зачастую рассматривается современным обществом не как отклонение, а наоборот, скорее как проявление положительных качеств, необходимых "сильной личности". Люди с таким психологическим перекосом действительно часто оказываются вершителями человеческих судеб, становясь политическими лидерами, руководителями организаций. Но это уже проблема общественной морали, точнее, утраты ею истинных ориентиров.

Различные философские школы сделали очень многое для исследования и разработки принципов построения "здорового общества". Философские гипотезы и теологические постулаты идентичности макро и микрокосма, всеобщего единства начал всех уровней мироздания, существовали с античных времен. Эти представления нашли своё продолжение в теории ноосферы, описываемой как всеобщая "мыслящая" оболочка, формируемая человечеством. При всей внешней парадоксальности теории, философские, логические, исторические обоснования идеи "эволюции" от эгоцентрического индивидуализма к конвергенции общественного сознания, весьма убедительны.



Представители классической философии полагали важнейшей этической основой отношений человека и общества небезызвестный категорический императив, в соответствии с которым, индивидууму надлежит относиться как к человечеству, так и к каждому другому человеку, так как к цели, и никогда - как к средству достижения цели. Позже, философией неогуманизма было явственно показано, что в основе формирования и существования здорового общества должны лежать те же принципы и устои, что необходимы для формирования психологически здоровой личности. Ибо общественное сознание является совокупностью множества индивидуальных психологических образов, а не какой-либо неведомой целостностью, лежащей вне индивидов.

Очевидно, "здоровое общество" должно быть устроено на основании тех же догматических принципов, что ложатся в основу здравой психологии индивидуума.
И мы всего в одном шаге от того, чтобы увидеть эти принципы.

The MIND

Феномен разума, сознания до сих пор остаётся одной из главных научных загадок. Как он устроен, откуда возникает и как работает - ответа пока нет. Более того, нет и признанной всеми, однозначной формулировки этого понятия.
Так что же такое разум? Мы пока не знаем. Доподлино известно наличие ФАМ - функциональной ассиметрии мозга. Несколько упрощая, можно сказать, что правое полушарие - это конкретно-образный параллельный обработчик потоков информации, реализатор "материнского" начала, интерпретатор "Бога-духа". Левое полушарие - абстрактно-логический алгоритмический обработчик информации. Наш собственный персональный "Бог-отец", наше "отцовское начало".

Считается, что эффективная, здравая мыслительная деятельность, обеспечивается при сбалансированном развитии функций обоих полушарий. Если у человека правое полушарие развито значительно сильнее левого, он может проявлять одаренность в искусстве, быть талантливым художником, музыкантом. Однако такие люди, как правило, гораздо хуже адаптируются к социальной (и в частности, семейной) жизни, с трудом принимают решения, у них меньше ответственности, они часто не справляются с потоком мыслей. Такие люди имеют риск развития шизофрении.

На основании приведенных выше фактов и закономерностей, можно сказать, что разум есть результат совместной синхронной работы двух функционально специализированных подсистемРазум конструктивен и способен творить, когда он осуществляет корректную логическую обработку чистой, объективной информации на основании истинных критериев оценки. Также устроен мир. Так устроен ты. Так устроено всё. Круг замыкается.

Важно следующее: "качество" мыслительной деятельности, в значительной степени, определяется всего двумя принципиальнейшими факторами:
  • степень полноты восприятия и открытости информационных каналов;
  • строгость логической схемы отбора решений на основании принятой системы оценки. 

The SOCIETY

В древности люди объединялись в общины, семьи, родовые кланы. Родом правили старейшины, вожди - самые почитаемые, опытные, сильные люди в семье. Главенство лучших позволяло получать преимущества в борьбе за выживание. Но главное не в этом. Оно позволяло эффективнейшим образом осуществлять наставничество, развитие молодых сородичей, которые стремились походить на вождей. Но ещё важнее, что вожди искренне хотели развития своего племени. Идеалисты назовут это любовью, материалисты - прозорливостью. Так или иначе, интересы племени и вождей были идентичны. Им надо было быть эффективными, чтобы выживать. Если вождь не справлялся, он так или иначе уходил. Если не справлялся клан... он либо погибал, либо менял вождя, на того, который сможет сделать сильным всё племя. Такая система никак не противоречила мироустройству. Большинство высокоорганизованных представителей животного мира формируют свои сообщества по аналогичному принципу. Этому же принципу подобна и структура человеческого мозга - одноранговая сеть нейронов, объединённых в функциональные кластеры. Кластеры формируют отделы.

Такая реликтовая модель организации обеспечивает стабильность и эффективность общности, не ограничивая индивидуальности элементов. Охотники, рыболовы, земледельцы, хранительницы очага. Муравьи-солдаты, муравьи-строители, матки. Но только никакой внутривидовой иерархии! Ни охотник не главнее собирателя, ни солдат - строителя. Даже племенные вожди - это скорее мудрецы, наставники и выразители общности, нежели стратеги, лидеры, узурпаторы. Ну и конечно, в естестве нет места Самому главному вождю. Бывает ли главный нейронный кластер? Да, но это паранойя. Бывает ли Король-Лев? Да, но это сказка...


Возможно, сладкий сон человека в гармонии родового племени мог длиться вечно, но нам была уготована иная участь. Запретный плод познания был съеден, и человек вышел из Рая, встав на путь самоопределения. Объективно это должно было произойти, ведь эволюция - такой же непреложный закон мироздания. Развитие человека, его разума, не могло не привести к вовлечению в эволюционный процесс социума. Вопрос состоял лишь в выборе пути. Человек мог продолжить естественный путь, в соответствии с данными ему Принципами. Но что-то пошло не так. Однажды некая человечья особь решила, что может устроить своё существование лучшим образом за счёт другого человека... Интересы и принципы изменились. Каин убил Авеля. В естественном мироустройстве этого не должно было произойти. В одноранговом социуме нельзя незаконно получить больше благ - ты же в открытой информационной среде. Ты присвоишь лишнее, и этим ослабишь род, создашь угрозу вождям. Даже сами вожди не могли так поступать. Сколько проживёт прайд, где лев-отец сожрёт всю добычу сам, не накормив львиц и детёнышей?

В качестве новой организационной модели человек создал государственные иерархические структуры, назовем их условно Пирамидами. Сама по себе идея могла бы считаться вполне обоснованной - учитывая объективно слабые коммуникационные возможности тех времен, иерархическая структура, концентрирующая и распределяющая информацию, была, очевидно, единственным вариантом, позволяющим наладить межплеменную интеграцию, лежащую в основе прогресса. В конце концов, именно благодаря прогрессу мы смогли создать великие творения искусства, науки и техники, расширить границы познания (информационного поля), установить мораторий на нарушение заповеди "не убий"... Так что же не так? Все было бы просто замечательно, надели человек свое изобретение угодными природе мироздания принципами - передачи чистой информации и отбора решений на базе общественно полезной логики. Но нет... Уникальные свойства Пирамид - возможность устанавливать свою логику и свой закон, возможность контролировать информацию, были нужны большим вождям ради удовлетворения исключительно своих амбиций. Пирамиды государственной власти были выстроены, как оптимальный инструмент порабощения человека человеком.

Весь ужас Пирамид, как машин управления человеческим сообществом, состоит в том, что они позволяют подменить сущность главных Принципов мироустройства, продолжая основываться на них. И потому Пирамиды гиперэффективны. Обретенная власть над логикой и информацией позволила большим вождям в самые короткие сроки изменить парадигму человеческих отношений. Роль материнского начала отдали самой Пирамиде, а отцовского - закону большого вождя. Под гнетом этой извращенной, имитирующей естественное мироустройство системы, человек очень быстро забыл древние заповеди. Идеи любви, добра, взаимопомощи, братства оказались всего лишь идеалистическими теориями. Их место заняли новые установки: сила, власть, успех. Однако основными идолами новой системы стали сами Приамиды и Главные вожди. Весьма интересно они "разобрались" с табу на искажение информации и убийство: что запрещено человеку, не запрещено обществу! Как? Почему? На каком основании? Никого не интересовало. Богоподобный статус Пирамид и Главных вождей вознесся так высоко, что уже не требовались ни объяснений, ни оправданий.

Такой подмене идеалов несколько мешали религиозные учения, чьё влияние было весомым. Христианское учение, в полной мере отображающее картину мироустройства, несущее образы традиционного материнского начала (Богородица), созидающего отцовского (Бог-отец), образ Богочеловека, проповедующее принцип всеобщей братской любви, могло стать серьезной "проблемой". Однако её решили простейшим и уже отработанным способом. Христианство организовали. Загнали внутрь своих пирамид - Великих Церквей. А на уровне верхушек Пирамид можно договориться о чем угодно. Буддизм был сконцентрирован на индивидуальном пути отдельного человека, звал к отрешению от мирского, экзистенциально ведущего к страданиям, а значит, системной опасности не представлял. Ислам, в силу стабильности его основ, высокой децентрализованности, взять под контроль было невозможно. Однако, его сугубая патриархальность, клановость блокировали свободное течение информации даже внутри Халифата. В итоге, исламская теократия начисто проиграла битву со сверхэффективными Пирамидами на поле развития технологий и прогресса.

Катастрофа завершилась, когда роль единого Бога забрал себе сам Сатана, явившийся в обличии... денежной системы. Вот этого, кажется, никто специально не планировал. И потому становится не по себе. Эта система одновременно обладает мощнейшими свойствами, как логики, так и информации. Логика денег абсолютна и математически выверенна. Их закон прост и понятен. Информационные возможности - потрясающи. Весь мир предстает перед человеком, преломленным сквозь призму денег. Деньги это твои ежедневные потребности, это твое здоровье, это будущее твоей семьи. Много денег - это сила, это власть. Хорошо все, что полезно новому идолу. Все что ему вредно - плохо.

Вы конечно слышали, как религиозная общественность возмущена введением персональных идентификационных номеров? Ибо было предсказано, что Антихрист явится в образе, подобном Богу, соблазны его будут непреодолимы, а уверовавшие в него получат некую численную печать, охраняющую от бед и нужды. А не кажется ли вам, хранители духовности, что вы сами давно уже собираете осколочки Его печати в своих храмах, чтобы сложить в свои кладовые, а потом отнести на как-бы свои счета в Его банк?..

Но довольно теорий и параллелей. Пора вернуться в день сегодняшний. Человек, множество поколений предков которого выросло в стенах Пирамид, под жестким прессингом Системы, кажется внезапно прозрел. Как-то внезапно по всему Земному шару, вспыхивая то там, то здесь, прокатилась волна протеста. Люди кричат: "СТОП! Остановите это!". Но что ЭТО? Что нас так внезапно всколыхнуло? Почему именно сейчас? Чего мы собственно хотим?

Очевидно, ответа на последний вопрос не могут пока увидеть даже сами протестующие. Ни одно движение не смогло его четко и однозначно обозначить. Хотим сменить вождя пирамиды? Это ничего не даст. Хотим изменить Систему? Но как? Очередная реинкарнация монархии, демократии, социализма? Идеи нет. Так что же происходит?


А происходит вот что:

Factor of Information

Технологический прогресс, творимый нашими руками, даёт нам второй шанс. Развитие информационных технологий, мобильных коммуникаций и сервисов, Интернета, социальных сетей, блогосферы, набрав критическую массу, внезапно и решительно изменило ситуацию. Парадокс? Отнюдь нет! Дело в том, что это не просто техника. Это впервые возникшие, со времен становления Пирамид, открытые горизонтальные коммуникации. Это вновь открывшиеся врата в одну из двух составляющих общественного разума. Это невероятно, но мы внезапно, сами того не планируя, выскользнули из под тотального гнета Системы. Мы смогли увидеть то, чего видеть ну никак не должны были:
  • Непреодолимый разрыв между интересами верхних этажей Пирамид и реальными интересами Человека
  • Полную изолированность власти от возможностей нашего реального воздействия, даже при условии реализации демократических институтов.
  • Тотальную коррупцию. Реальность и глубину интеграции интересов мировой финансовой системы, транснациональных корпораций, мирового капитала в политику, проводимую нашими национальными правительствами и наднациональными объединениями.
  • Наличие откровенной пропаганды властями своих эфемерных приоритетов, направленной дезинформации собственного населения.
  • Глубочайшую несправедливость распределения благ, от уровня бизнес структур, до уровня государств, геополитических образований, мировых регионов.
Не досмотрела Система... Но обязательно исправит свою ошибку, если мы не воспользуемся своим уникальным, и возможно, последним шансом.

Factor of Human Logic

Глобальная "утечка информации" из Системы наложилась на исторический момент формирования новой общности людей в мировом масштабе. Эту общность, в принятых формулировках, обычно называют "средним классом", однако мы хотим сказать о существенно более широкой группе людей. Это люди, научившиеся думать, способные видеть, сопоставлять, анализировать. Люди, не верящие догмам слепо. Это новый тип, человека - человек информационный, человек независимый, человек готовый действовать и принимать ответственность на себя. Естественно, этот тип человека не устраивает участь камушка в фундаменте Пирамиды. Он достоин большего. Он хочет и может сам, без посредничества противоестественных иерархических надстроек, строить свое будущее, свою жизнь. Он имеет абсолютное, первородное право на возвращение себе исконных принципов человеческого существования: объективной информации, и справедливой логики бытия.
Удивительно, но современный "информационный человек", сумел сформировать свой негласный этический кодекс, принципы которого в своих основах соответствуют заповедям великих этических и религиозных учений. Этому человеку, как ни старалась столетиями пропаганда Пирамид, оказались важны и жизненно необходимы такие понятия как "справедливость", "честь", "долг". Ему отнюдь не чужды идеалы любви, идеи братства и единства. Надо думать, что всё-же именно эти понятия и принципы, раз они возникают из поколения в поколение, несмотря на внешние условия, составляют "природу человека".

The Strategy

Наши изыскания привели к тому, что здоровое, разумное и естественное общество, нацеленное на долгосрочное развитие, должно формироваться на основании всеобщего Принципа мироздания, воплощенного в человеческой индивидуальности, философском и теологическом символизме, природе организации мышления. Принцип гласит: залог здорового социума - принятие решений на основании открытой достоверной информации в четком соответствии со справедливым общественным кодексом.

Возможно, именно сейчас, в начале XXI века, возникли предпосылки для того, чтобы философские концепции Вернадского и Тейяр-де-Шардена о ноосфере, как мыслящей среде человечества, стали реальностью. В такой среде, где коммуникационные сети исполнят функции нейронных связей, а глобальный этический кодекс человечества станет основой правил отбора и обработки информации, формирования решений - возникновение конструктивного общественного разума, работающего во имя гуманистических целей развития каждого уникального индивидуума, представляется отнюдь не утопией, а вполне осязаемой, и более того, естественной перспективой.


PEOPLE and LEADERS

Практически любая организация, созданная человеком, имеет иерархическую субординационную структуру. Практически любая организация предполагает наличие единоличного лидера. Государство возглавляет президент, армию - главнокомандующий, предприятие - генеральный директор. Это закреплено конституциями и защищено законами. Мы уже отмечали, что такая система позволяет централизованно управлять нисходящими потоками информации и внедрять собственные логические системы принятия решений. Важно понимать, что прохождение информации через этажи иерархии институционально приводит к её искажению. Причём особенно сильно это проявляется для восходящих потоков информации - каждый этаж иерархии, находясь в зависимости от последующего, трансформирует информацию в соответствии со своими задачами и интересами, диктуемыми ближайшими связями, сложившимся порядком, прочими субъективными моментами.

Деятельность лиц, ответственных за принятие решений внутри Пирамиды, также определяется массой различных факторов, формируемых на ближайших "этажах". Ничего удивительного, что чем выше этаж, тем менее предсказуемы и понятны для граждан действующие там мотивы. Каким образом принимаются решения на самой вершине Пирамиды, понять обычно сложнее всего. Это естественно, ведь информационный поток, служащий базисом решений Главного вождя - самый искажённый. Не в силу некомпетентности окружения, не в силу "мирового заговора", а в силу устройства Пирамиды. Что касается логики принятия "верховных" решений, принципов их отбора, то, казалось бы, они должны быть основаны на заявленной предвыборной программе, обещаниях, действующем законодательстве, постулатах конституции. Однако в реальности, при вхождении в Пирамиду, новый лидер оказывается под действием такого нечеловеческого пресса внешних и внутренних факторов, что чёткое исполнение своих предвыборных обещаний и даже закона, может стать объективно невыполнимой задачей. Что мы и видим раз за разом в реальной жизни. Не стоит сильно винить в этом вождей и их окружение. Такова Система. В её устройство заложена задача создания информационного разрыва между вершиной и фундаментом, из её кабинетов и коридоров мир видится совсем иным, там свой внутренний уклад, там своя этика, там даже воздух другой. Такие трансформации реальности необходимы для оптимального решения Пирамидой основных задач - подчинения масс, концентрации власти и капиталов. Взойти на бриллиантовые вершины Системы и соханить адекватную связь с духом долин, практически невозможно. Оказываясь на заоблачной высоте, среди финансовых ураганов, в мире райских соблазнов и адских рисков, любой Вождь так или иначе будет меняться. Ведь он человек. Просто человек. Сколько бы нас ни убеждали, что он бог.

Сказанное надо просто понять, и не мечтать решить наши проблемы заменой вождей. Каждый новый, возведённый тобой на вершину, неминуемо потеряет тебя из вида. Даже лучший из лучших не сможет один противостоять Системе. Исход битвы человека с демоном, увы предрешён. Система очень быстро сделает его своим рабом, либо раздавит. Но враг твой - не он. Твой враг - Система. Пока она организована так, ты бессилен. Это, конечно, касается не только Пирамид-государств. То же самое происходит в транснациональных корпорациях, финансово-промышленных группах, всемирных академиях и Великих церквях. И даже в протестных общественных движениях. Взглянем на их лидеров? Вот вчера один в свитере и джинсах обличает Систему. Вот сегодня он в дорогом костюме спешит из чёрного лимузина к дорогому ресторану. Интервью? Нет времени, у меня дела! Нукеры в чёрной коже закрывают объектив. La comedia è finita. Прощайте, протестеры. Добро пожаловать в Систему!

Остаётся лишь один вопрос: почему всегда так? Почему любая организация подразумевает de-facto единоличное управление? Да потому что так надо Ей - Системе. Потому что один - всегда слабое звено. Остановив вожака, ты остановишь стаю охотящихся львов, но попробуй остановить стадо буйволов, рвущихся к водопою... Это только для одураченных подданных Пирамид Вожди представляются небожителями. С точки зрения Системы - это слабые звенья, ключи системного управления всеми нами. Ни больше, ни меньше.

Говоря о системах политического управления, их лидерах, мы, конечно, должны уделить внимание выборным системам и технологиям, реалиям участия избирателей в политических процессах. Системы пропаганды Пирамид не устают повторять нам, что величайшим завоеванием, благом и достижением современного человечества является демократия. Но так ли она хороша? И если да, то что же гонит сотни тысяч возмущённых людей на манифестации протеста? Почему не могут они решить свои проблемы через механизмы "величайшего достижения"? Проблема состоит в том, что Система неустанно, прикрываясь возвышенными речами и лозунгами, навязывает нам суррогат демократии - её представительную форму. Как это работает? Широкие массы населения выбирают Главных вождей. Вотум доверия избирателей при этом обозначает карт-бланш на управление их судьбами до следующих выборов. Но как проходят выборы? Много ли знают и понимают избиратели об истинных намерениях кандидата, его мотивах, стоящих за ним силах? Практически ничего. Мы выбираем, основываясь на "информации" подготовленной политтехнологами, фактически на рекламе, на подготовку которой Система щедро выделяет баснословные бюджеты. Вдумайтесь - в Системе вполне официально существуют институты, задача которых состоит в создании вокруг кандидата информационного поля, под воздействием которого мы должны сделать "правильный" выбор. Обязательна ли правдивость этой информации? Нет! Запрещены ли методы психологического подсознательного манипулирования? Нет! Обязательно ли исполнять предвыборные обещания? Нет! Есть ли действенные механизмы контроля деятельности институтов власти со стороны избирателей? Нет! Подотчётность? Нет! Ответственность? Нет! Кстати, а кто финансирует институты политических технологий, связи с общественностью? Кто оплачивает формирование предоставляемой избирателям информации и контроль результатов? Победившая партия? Нет! Это Система. Напрямую, из бюджета, деньгами налогоплательщиков. Человечество, ты уверено, что ЭТО и есть твоё главное завоевание? Ты уверено, что ЭТО стоит того, чтобы силой принуждать к нему целые страны, проливая кровь их жителей?

Так, но есть ли альтернатива? Да, есть. Современный уровень развития информационных технологий и коммуникаций, уровень образованности, этической зрелости "информационного" человека, его ответственность, способность к анализу и логическому мышлению, создали, по нашему убеждению, более чем достаточный базис для непосредственного участия избирателей в ключевых процессах политического управления, формирования систем народного контроля над деятельностью властных структур. Техническая задача обеспечения прямого, неопосредованного подконтрольными Системе телеканалами и газетами, информирования населения о деятельности органов власти, сегодня не является проблемой. Люди должны получать прямую информацию о ходе рассмотрения различных вопросов, голосований, принятия решений. Источниками информации должны служить основные субъекты власти, политических процессов - как индивидуальные, так и коллективные. Также вполне реализуемы задачи организации согласования избирателями ключевых решений, инициирование и проведение национальных референдумов, процедур вынесения вотума недоверия. Современный уровень технологического развития позволяет не только начать формирование действенных систем народного контроля и самоуправления, но и значительно сократить объективно необходимый аппарат чиновников, число институтов и этажей иерархии власти.

Конечно, в прошлые времена прямое участие населения в политической жизни объективно не могло быть осуществлено. Не хватало знаний, культуры, информированности. Не хватало коммуникационных и технических возможностей. Но тогда никто и не говорил о демократии. Да, конечно, и на современном этапе будут необходимы определённые ограничения: вопросы, требующие специальной квалификации и знаний, такие как национальная и энергетическая безопасность, международные отношения, должны решаться узким кругом профессионалов; круг участников систем самоуправления пока придётся ограничить через определённые критерии социальной зрелости; и так далее. Однако уже сейчас, сложились не только достаточные предпосылки к зарождению подобных систем, но и возникла объективная необходимость их становления. Проблема лишь одна - всё это никак не устраивает Систему...

Система, ты оставила слишком мало пространства нашим возможностям и амбициям. Видишь, в этом пространстве всё вскипает. Если не выйти из этих стен, будет взрыв, который убьёт и тебя и нас. И виновата в этом ты. Но мы не хотим взрыва, мы выходим. Мы больше не можем играть с тобой в демократическое участие. Это не честная игра - её правила подходят лишь тебе. Конечно, ты всегда выигрывала, но твоё время заканчивается. Мы выросли. В новом сезоне мы сами хотим определить правила. Наверное ты откажешься от игры? Тем лучше, ты не нужна нам, ты будешь только мешать. У нас ведь очень много дел - мы будем входить в твои закрытые Пирамиды, чтобы перестроить их в нормальные открытые дома, чтобы в них можно было жить, чтобы потом из них получился прекрасный город людей - Планета Земля.

The ECONOMY

В соавторстве с к.э.н. Ганзей С.В.:  +Sergey Ganzya 

Итак, мы видим - главный риск человечества в текущем историческом моменте - формирование межгосударственной финансово-правительственной Системы, чьи интересы не имеют ничего общего ни с интересами индивидуумов, ни с интересами общества. В них вообще нет ничего живого. Это интересы денег - полувиртуальной, численной субстанции. И этот интерес сейчас противопоставлен реальным интересам человечества - заботе о частной, продовольственной, энергетической, национальной, экологической безопасности, задачам социального развития, возрождения гуманистических ценностей. Есть ощущение, подтверждаемое нарастанием всемирного протестного движения, что мы находимся в точке бифуркации - последней точке выбора. Обратного пути и второй попытки у нас не будет. Безусловно, если мы утверждаем, что нашим противником в этом Великом противостоянии, является мировая финансово-экономическая Система, мы должны понять основные принципы её организации, изъяны, увидеть пути их преодоления.

Фундаментальной основой мировой экономики являются отношения собственности на средства производства. В современном мире, после краха социалистического лагеря, доминирующей моделью является капиталистическая экономика. Частный характер собственности на средства производства в совокупности со всеобщим принятием капиталом денежной формы, в решающей степени определяют зависимость производственных возможностей в реальном секторе наличием или доступностью необходимого количества денежных средств.

Объективная неравномерность оборачиваемости финансов у различных субъектов экономики приводит к временному дефициту денег у одних, и временному же избытку у других. Дефицит, с помощью займов, должна покрывать банковская система, "поддерживаемая" финансовым и фондовым рынками. Однако, время от времени, современные экономики испытывают на себе глобальные кризисные явления, непосредственной формой проявления которых становится нехватка денежных капиталов для продолжения производственной деятельности (дефицит ликвидности) для большого числа субъектов экономики. Насколько этот дефицит неизбежен и объективен? В любом обществе на каждом конкретном этапе его развития общее количество материально-вещественных факторов производства достаточно для полной занятости членов этого общества – это аксиома, не требующая доказательства. Однако, учитывая что капитал сегодня, прежде всего, представлен в денежной форме, его ограниченность порождается не абсолютной нехваткой необходимых факторов производства, а относительной временной нехваткой денег для их приобретения.

Современные экономические теории полагают, что роль основных регуляторов отраслевых и региональных пропорций общественного производства должны играть финансовые и фондовые рынки, предоставляющие, при посредничестве банков, временно нуждающимся субъектам экономики необходимый капитал. Однако, в мировой Системе эти рынки превратились в относительно изолированный от реального сектора финансовый слой "атмосферы" общественного воспроизводства, где за специфическую цену, именуемую процентом, продается и покупается специфический товар, именуемый капиталом. Процент на капитал - основа основ, на которой зиждется Система. С одной стороны, его наличие радикально способствует концентрации капитала, позволяет защищать интересы и положение крупных собственников, создавая при этом чудовищный разрыв в распределении общественного продукта и благ. С другой стороны, операции на финансовых и фондовых рынках, с помощью различных "инструментов", позволяют крупным игрокам, в условиях постоянного проявления инфляционных и кризисных процессов в отдельных отраслях и регионах, получать колоссальный дивиденд, вообще минуя реальный производственный сектор. Наличие данных возможностей, поддерживаемых национальными законодательтвами и международными соглашениями, периодически приводит к неизбежному возникновению кризиса ликвидности в реальном секторе - как на микро, так и на макроуровне. "Бедные" регионы, низкорентабельные отрасли, производства с малой скоростью оборачиваемости, средний и малый бизнес, инновационные проекты имеют в этой игре всё меньше шансов.

Не секрет, что "управление" мировыми финансовыми и фондовыми рынками осуществляется сегодня ограниченным кругом стран и корпораций, извлекающих из монопольного положения собственную выгоду, что является вполне логичным и законным с позиции самих основ Системы. Вероятно, ситуация не была бы столь печальна, будь обеспечены возможности реального контроля финансовых и фондовых рынков со стороны правительств, объединений конечных получателей их услуг – реальных производителей. Однако, для последних такой возможности не существует. Более того, Система законодательно ограничивает возможности прямого заимствования между субъектами реального сектора, вынуждая их обращаться к посредничеству банковской системы, фондовых рынков. Государство вроде-бы имеет рычаги влияния, однако реальные интересы нынешних Пирамид   подчинены Системе, и в действительности мы видим, как в кризисные моменты "помощь государства национальной экономике" отправляется банковской системой на проведение спекулятивных операций.

Современные механизмы перераспределения капиталов, создают условия для прямого, не опосредованного реальным сектором, создания прибыли с помощью различных форм фиктивного капитала. В экономическом организме появляется паразитирующий слой, поражающий, как раковая опухоль, здоровую ее часть, реальный сектор. Происходит сдвиг экономических целей и ориентиров развития, которые некогда сводились к созданию новой стоимости в реальном секторе, а сегодня всё больше сводится к перераспределению этой стоимости без участия в её создании, посредством "финансовых инструментов". В общественном экономическом сознании, укоренилось ложное представление, что "деньги работают", на фоне которого весьма удобно осуществлять различные финансовые афёры на всех уровнях, включая глобальный. Объективность платы за пользование капиталом, необходимость существования финансовых и фондовых рынков, как обязательных экономических регуляторов, – вот те догмы, которые, прежде всего, необходимо преодолеть человечеству.

Разумной альтернативой рыночному регулированию пропорций общественного производства посредством купли-продажи капитала на финансовых рынках может стать прямое, бесплатное распределение финансов, осуществляемое на принципах обобществлённых прав собственности на денежный капитал. Формирование обобществлённой собственности предполагает создание сетевой финансовой системы, позволяющей предпринимательским структурам реального сектора пользоваться обобществлённым капиталом, путём прямого заимствования, без посредничества банков, на безвозмездной основе, с обязательным условием его возврата.

Сетевая финансовая система может быть построена через механизмы прямого заимствования между предпринимательскими структурами, минуя посредничество банковской системы. Элементарными ячейками этой системы также могут являться предпринимательские объединения (финансовые партнёрства), в рамках которых, независимые субъекты экономической деятельности добровольно обобществляют свои капиталы. Степень обобществления устанавливается внутренними соглашениями. Любой участник сетевой системы имеет возможность, при возникновении у него дефицита ликвидности, использовать временно свободные средства других участников, обобществлённые на мастер-счёте. Плата за это не взимается. В перспективе, когда степень обобществления достигнет 100%, все платежи участников будут осуществляться с единого мастер-счёта, на него же будут зачисляться входящие платежи контрагентов. При каждой операции в системе будет корректироваться баланс взаимных задолженностей между участниками, финансовыми партнерствами.

Для каждого участника сетевой финансовой системы, на основании степени доверия к нему со стороны других партнеров, выражающейся в предоставленных поручительствах, устанавливаются лимиты его задолженности и задолженности перед ним. В случае индивидуального участия Предприятия в сетевой системе, его лимит определяется на основании суммы выданных ему поручительств, а при работе в рамках финансового партнёрства, лимит устанавливается коллегиальным решением его партнеров.

Участник сетевой финансовой системы в любой момент может покинуть его, погасив задолженность, либо забрав свою долю обоществлённого капитала при положительном (в его пользу) балансе. Предпринимательский доход, определяемый как разница между выручкой от реализации и совокупностью затрат на производство, может частично или полностью, в соответствии с личными потребностями и планами развития предпринимателя, выводиться из системы на личные счета потребления.

Обобществлению, выражаемому в готовности предоставить своим партнёрам временное право безвозмездного пользования, могут подлежать не только временно свободные денежные средства, но и иные, не используемые в собственной предпринимательской деятельности, активы - объекты недвижимости, средства производства, транспорт. Наиболее сложным вопросом становления сетевых финансовых систем, не считая вероятного сопротивления Системы, будет преодоление сложившейся собственнической психологии. Современному бизнесмену, как правило, очень сложно понять, как можно отдать некий ресурс другому, чтобы он с его помощью что-то заработал и этим не поделился? Для преодоления этого укоренившегося стереотипа необходимо понять:
  • отдавая в общее пользование 100 единиц собственного капитала, участник приобретает гипотетическую возможность краткосрочного безвозмездного пользования 1000 единицами капитала своих партнёров (если в партнёрстве 10 участников);
  • сегодня временно свободными средствами предпринимателей (остатками на счетах) пользуется банковская система, используя их для финансовых спекуляций, уводя из реального сектора; в системе сетевых финансов весь свободный капитал используется исключительно и непосредственно самими предпринимателями - субъектами реального сектора экономики, что способствует развитию, укреплению, финансовой стабилизации системы и каждого ее участника, реальному развитию национальной экономики, а не обогащению отдельных рантье;
  • каждый цент, вырванный сегодня из бездонной дьявольской глотки мировой финансовой системы, и возвращённый в лоно реальной экономики, обернётся завтра бриллиантами экологической и социальной безопасности, "купить" которую в одиночку не способен никто.
Развитие сетевых финансовых структур на последующих этапах будет выражаться в формировании систем безвозмездного заимствования между предпринимателями, финансовыми партнёрствами и их объединениями - сначала на территориальном, затем на отраслевом, национальном и межгосударственном уровнях. В рамках сетевых финансовых систем начнут формироваться целевые фонды развития (инноваций) и взаимного страхования. По мере расширения сетевых финансов, роль банковской системы в перераспределении капиталов посредством функции кредитования будет пропорционально уменьшаться, стремясь к нулю. За ними, возможно, может сохраниться лишь функция расчетно-кассового обслуживания. Государство, посредством создания финансовых партнерств на базе предприятий с государственным участием, сможет ускорить решение ряда стратегических задач: воздействовать на ключевые процессы оздоровления экономики, стимулировать производства с длительным циклом освоения (атомная энергетика, космос, освоение труднодоступных территорий, нано- и биотехнологии), стимулирование экспорта высокотехнологичных продуктов и другие направления развития.

Аналогичные по сущности процессы должны произойти и с частными финансами. Субъектами сетевых потребительских объединений могут стать отдельные индивидуумы, семьи, родовые сообщества, даже целые поселения. Формирование сетевых потребительских партнёрств позволит людям получать бесплатные кредитные средства на цели личного потребления, формировать за счёт временно свободных средств фонды взаимного страхования, социальной защиты, развития своих территориальных единиц. Взаимное безвозмездное перекредитование между предпринимательской и потребительской сетевыми системами, в национальном, и даже мировом масштабе, принципиальным образом усилит их устойчивость и независимость.

Сверхрезультатом преобразований экономических и потребительских систем в будущем станет коренная трансформация мировой денежной системы. Каждый экономический субъект и индивидуум будут обладать определённым лимитом пользования совокупным мировым благосостоянием, выраженным в определённой его доле. Взаимные платежи будут учитываться через мгновенное уменьшение лимита плательщика и соответствующее увеличение лимита получателя. Не исключаем даже, что в перспективе влиять на индивидуальные лимиты будут не только персональные экономические достижения, но и "нематериальные" показатели, такие как социальные индексы, индексы научно-культурных достижений, образования, цитируемости в СМИ и Интернете, участия в благотворительных программах. Доступные каждому ресурсы такой системы, даже по самым пессимистическим прогнозам, смогут с лихвой обеспечить не только индивидуальные потребности всех жителей планеты, но и реализацию персональных и коллективных бизнес проектов, общемировых программ научных исследований, обеспечения энергетической, продовольственной, экологической безопасности. Это было бы возможно и сегодня, однако суперконцентрация этих ресурсов отдельными субъектами, странами, рынками, диспропорция распределения на всех уровнях, мешают этому. Причём проблема состоит не в правах собственности на ресурсы, а в ограничении их доступности. Необходимо подчеркнуть, что Новые сетевые финансовые системы разрешат эту проблему, не затрагивая основ частной собственности - доступность денег, капиталов будет реализована только через механизмы прямого заимствования.

Сколь бы фантастическими ни выглядели сейчас эти перспективы, рано или поздно они станут реальностью, поскольку в них заложен глубокий смысл соответствия естественному порядку вещей. Как планетарная экосистема создаёт требуемый запас природных благ, необходимых для жизни каждого пришедшего в этот мир организма, так и разумному человечеству надлежит сформировать необходимый запас экономических благ, раз уж оно сделало экономику центральным вопросом цивилизованной жизни. И конечно, барьеров доступа к этим фондам быть не должно. Каждый рождённый человек имеет безусловное право на свою, необходимую для жизни и развития, долю света, воздуха, воды, пищи и мировой экономики. Каждый живущий должен беречь и преумножать эти глобальные ценности. Каждый покидающий этот мир должен продолжить круговорот земной жизни, возвращая Матери-природе свои останки, а людской финансовой системе - свою долю в ней. Узурпация и присвоение, ограничение прав доступа не свойственны этому логичному порядку. Формирование открытых общечеловеческих фондов, обеспечивающих достойную жизнь и развитие для каждого жителя Земли, их защита и развитие, должны стать основой стратегии мирового прогресса.

Внедрение и развитие сетевых финансовых систем приведёт к кардинальному изменению идеологии и ролей в сферах бизнеса, экономики и финансов. Определяющим моментом станет естественное обращение бизнес информации, идей между предпринимателями, реализуемое на горизонтальном уровне посредством прямых контактов, в рамках работы финансовых партнёрств и их объединений. Рост привлекательности реального сектора на фоне резкого сокращения возможностей спекулятивного заработка на фондовых и финансовых рынках решительным образом будут способствовать научно-техническому прогрессу, развитию производств, сферы услуг населению, что выразится в росте объёмов производимого валового продукта. Высокую эффективность бизнеса, в первую очередь, смогут обеспечить лишь инновации и ноу-хау. Значительно возрастёт роль и значимость механизмов патентной защиты. Усилится тенденция сокращения дистанции между первичным производителем и потребителем. Многочисленные посредники - сети и предприятия дистрибьюции будут преобразовываться в системы глобальной логистики. Розничная торговля начнёт всё больше принимать формы электронных и материальных площадок, арендуемых прямыми производителями. Новый уровень возможностей среднего и малого бизнеса естественным образом сократит негативные факторы глобализации. Гигантские корпорации будут постепенно преобразовываться в предпринимательские союзы, а их подразделения и даже отдельные сотрудники - приобретать статус независимых фирм и предпринимателей. Значимость и функционал банковской системы существенно сократятся - за ней останется, в основном, рассчётно-кассовое обслуживание. Задачей национальных и межгосударственных институтов стратегического финансового управления станет глобальная "финансовая логистика" - обеспечение отстающих, особо нуждающихся регионов и отраслей недостающими капитальными средствами. Слава Богу, они станут бесплатными, и данные интстиуты смогут объективно сконцентрироваться на выполнении своих задач, а не на обслуживании мировых олигархий, с целью обеспечить им максимальный дивиденд, как происходит сейчас.

Вслед за идеями открытого информационного общества, объединённого всеобщим этическим кодексом человечества, идея тотального внедрения сетевых финансов может стать объединяющей экономической идеей для различных слоев общества, идеологий и вероисповеданий. С точки зрения Православия принцип этой системы по своей форме подобен совершению таинства Евхаристии, поскольку позволяет каждому участнику "припасть" к единому неиссякаемому источнику предпринимательской деятельности - финансам. Мусульмане найдут в ней халяльные финансы, поскольку она не несет в себе ростовщичество (рибу). Идеологи социализма недвусмысленно определят в ней систему общей собственности, реализуемую через единое финансовое обращение. Сторонники свободы предпринимательства найдут в ней возможность планомерной реализации своих хозяйственных замыслов, не испытывая при этом неопределенности и разрушительной стихийности рынка, с одной стороны, и административного давления государства – с другой.
Сетевая финансовая система, обеспечит свободный бесплатный доступ предпринимательских структур к денежному капиталу - этому воздуху экономической деятельности, а воздух по сути не должен быть платным. С другой стороны, обобществление капитала в системе будет только временным, его возвратность участнику партнёрства является принципиальным условием. Таким образом, сетевые финансовые системы унаследуют сильные черты моделей как капиталистической, так и социалистической экономик, отбросив их врождённые недостатки.

"Равные возможности пользования капиталом и право собственности на результаты предпринимательской деятельности" плюс "Товарные рынки без рынков капитала" - вот формулы здоровой экономики будущего.

The SUMMARY

Сейчас настало время, когда обществу необходима новая концепция. Эта необходимость обусловлена рождением новых критических факторов, порожденных волной прогресса. Главный из них - возникновение горизонтальных одноранговых информационных систем и коммуникаций, позволяющих человеку передавать и получать информацию, минуя иерархические пирамидальные структуры, институционально искажающие суть вещей, в силу своего предназначения и подконтрольности Системе.

Вторым важным фактором является рождение "информационного человека". Человека независимого и принципиального, человека ищущего себя, свой путь, способного творить, не оглядываясь на сложившиеся модели и устои. Информационный человек создал свою особую этико-логическую систему, основами которой стало стремление к справедливости в реализации гражданских прав и обязательств.

Эти, казалось бы, не принципиальные факторы изменили картину мира, сознание человека, очистили информационные каналы, вернули общественному сознанию часть естественного, определенного принципами мироустройства, функционала. Теперь, для завершения процесса перехода к новому гуманистическому этапу развития человечества, главными задачами общества должны стать:
  • развитие и защита прямых горизонтальных коммуникаций;
  • формирование нового, разделяемого всеми основными социальными группами, этического кодекса;
  • формирование альтернативных существующим, гражданских систем самоуправления, регулирования и контроля;
  • формирование основ "новой сетевой экономики";
  • воспитание и развитие индивидуального и общественного сознания в соответствии с принятым догматом.