Центр проектирования
будущего
Народного Дела
«Преображение»
Мировоззренческие основы
проектирования будущего
Настоящие мировоззренческие
основы формирования концепций и стратегий развития социально-экономических
систем, проектирования будущего делает разработки цельными, системными,
комплексными.
Приведенные основы
применимы на всех уровнях разработок от муниципальных образований до национального
уровня, а также для различных межгосударственных объединений, исходя из
региональных и национальных особенностей.
Сформулированные мировоззренческие
основы позволяют консолидировать комплекс критериев,
которые могут служить основой для отбора оптимальных и перспективных для практического
внедрения и реализации стратегий и программ развития, предоставляемых
различными междисциплинарными группами исследователей и разработчиков.
Основными
мировоззренческими положениями разработки стратегий развития
социально-экономических систем являются следующие постулаты:
А. Принципиальные
•
главной целью создания
стратегий и программ развития является человек, обеспечение его разумных
потребностей и ценностей при безусловном обеспечении возможностей его творческого,
духовно-нравственного развития на благо всего общества;
• программы развития – механизм раскрытия
человеческого потенциала как способности индивидуума путем осознания своей
уникальности творчески выражать себя с целью максимальной самореализации в обществе
и мире;
• Земля - открытая система, как и все социально-экономические системы,
успешное развитие которых может осуществляться исключительно сообществами на
основе единства понимания последними основ и принципов социально-экономического
и духовно-нравственного развития;
• развитие общества и среды его существования не должно осуществляться во вред интересам населения, прошлых и
будущих поколений;
•
доминанта общественно-нравственной
составляющей - приоритет критериев жизненных ценностей над экономическими и
финансовыми критериями принятия стратегических решений;
• прибыль не является
основной целью экономической деятельности субъектов экономики
всех уровней;
• основой целеполагания
является образ будущего, доступ к формированию которого должен иметь каждый член
общества;
• широкое участие населения,
сообществ в процессе выработки предложений по направлениям развития
региона, общества, государства;
•
ориентация на
коллективные формы собственности и управления при создании и
реализации социально ориентированных проектов и программ;
•
последовательный отказ
от ростовщичества и ориентация на новые, справедливые и инновационные системы
хозяйствования, создание фондов развития народных предприятий, кооперативных
организаций и иных форм, обеспечивающих симбиоз социально-экономической системы
с биосферой;
• формирование на различных иерархических
уровнях программ развития социального
заказчика, выражающего интересы и предпочтения общества, его понимания
образа будущего.
Б. Базовые
На вышеприведенной,
мировоззренческой основе могут быть сформулированы базовые критерии оценки
разработок, программ проектов, которые могут расширяться и уточняться
применительно к региональной и отраслевой специфике, а также с учетом
происходящих перемен и выбранных объектов:
•
наличие четко
сформулированной главной (стратегической) цели создания стратегий и
программ развития, с описанием желаемых результатов по срокам их получения;
•
отказ от немедленных результатов реализации программ развития ради
долгосрочных целей развития общества;
• разумная достаточность и
научная обоснованность в обеспечении устойчивого и гармоничного характера стратегий;
•
разрабатываемые стратегические решения направлены исключительно на
создание условий для гармоничного
духовного-нравственного и социально-экономического развития человека и
общества, Природы и Человечества;
• единство средств и целей
стратегий развития, гармония и единство идеологического
(идеологии, духовного опыта), методологического
(методологического единства и цельности), проектного (социально-экономических и социально ориентированных
проектов и программ) и инструментального (институтов,
инфраструктур, механизмов, инструментария и методов хозяйствования) уровней;
• комплексность - учёт всей совокупности
технологических, экономических, социальных, инфраструктурных, экологических, пространственных
факторов, климатических и геофизических вызовов, интересов всех участников
формирования и реализации программ и стратегий;
• реализация платформенной
основы использования комплекса механизмов и инструментария, институтов и
организаций при формировании и реализации программ развития;
• гармоничность – любое изменение в
структуре развиваемых социально-экономических систем рассматривается с точки
зрения ненарушения их целостности и гармоничности;
• общественная
эффективность – первоочередной критерий эффективности реализации стратегий,
рассматриваемый как соотношение общественно значимого результата к объёму
необходимых для достижения этого результата всех видов затрат;
• распределённый и сетевой
принципы построения стратегий, основанный на научном предвидении,
прогнозировании и стратегическом планировании, а также преимущественном
использовании внутренних, региональных источников финансирования, на
агрегировании факторов и показателей развития, инструментария и механизмов его
обеспечения на уровнях от муниципальных образований к региональным, а от них -
к федеральным;
• управляемость стратегий
развития – научно обоснованное формирование институтов, управляющих
сообществ и механизмов их реализации в целях обеспечения их управляемости,
координации, возможности мониторинга (в случае необходимости) и объективной
оценки результативности и эффективности;
• решения и проекты, механизмы и инструментарии должны быть
сформированы исключительно для целей и задач гармоничного развития общества, основными направлениями,
требованиями должны быть: инновационность,
наукоемкость, гуманизация и экологизация (в соответствии с экологическим
императивом);
• системное интегрирование «разнородных»
социально-экономических и технологических процессов, обеспечивающих их
разностороннюю процессную, функциональную и иную целостность на основе действия
системы общих законов Природы;
• формирование целей,
задач, жизненных ценностей социально-экономических систем более высокого
уровня, исходя из сформированного образа будущего и на основе целей и
задач систем более низкого иерархического уровня (от человека, предприятия, муниципального образования до региона,
государства и межгосударственных объединений);
• любой социально значимый и масштабный региональный инвестиционный проект и программа могут рассматриваться
исключительно в рамках стратегий развития регионов;
• локальные (местные, региональные) программы и проекты должны
рассматриваться исключительно исходя из согласованных
целей стратегических планов развития территориальных образований высших
иерархических уровней, при комплексной координации с отраслевыми стратегиями и
прогнозами (образами будущего);
• наполнение программ развития преимущественно комплексными
межотраслевыми решениями, интегрированными в единый производственный комплекс в соответствии со стратегией внедрения
максимально возможного спектра имеющихся и разрабатываемых отечественных
технологий и решений;
• адресность проектов и
программ стратегий развития с установлением целевых групп, объектов и субъектов развития,
распределением ответственности, сроков и источников финансирования;
• социальная активность и
компетентность – участие в процессе формирования и реализации стратегий
общественных организаций;
•
рассмотрение деятельности по формированию и реализации стратегий
развития как системы деяний,
объединяющей знания (рациональность), методы (процессный подход), смыслы
(мировоззрение) в их внутренних, внешних и абсолютных взаимосвязях;
• целеполагание смыслов
созидательно-производящей, предпринимательской деятельности, исходя из оптимального
обеспечения целей развития социальной среды, человека, учитывая интересы всех
вовлекаемых в сферу групп, территорий и контрагентов;
• недопущение рисков
узурпации критически значимых для целей развития факторов развития и ресурсов
производства частными, ограниченными группами собственников, обеспечение механизмов
вовлечения излишней, неэффективной собственности и капитала в процессы
общественного производства, (через механизмы заимствования, соинвестирования,
не допуская монополизации, экспроприации);
• синхронизация инновационных,
технологических, социальных, кооперационных, коммуникационных, инвестиционных
решений для подготовки и реализации социально ориентированных проектов и
программ;
• безусловное обеспечение
гласности, открытости и доступности информации обо всех этапах
формирования и реализации программ развития, широкое освещение их в СМИ;
• оптимизация процедур
взаимодействия участников процессов развития, реализации стратегий, программ
развития с применением современных средств автоматизации, ИТ, через
комплексное и сбалансированное решение задач минимизации стоимости транзакций,
преодоления инфраструктурных барьеров;
• обеспечение равенства
возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и
будущих поколений;
• сохранение, защита и восстановление целостности экосистемы Земли в процессе жизнедеятельности Человека;
• природосбережение – ненанесение вреда
человеку и окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов,
применение сберегающих и возобновляемых технологий.
Координаты для
связи
и для
предложений по развитию документа:
Комментариев нет:
Отправить комментарий