31 янв. 2014 г.

Классовый конфликт современного общества: креативный класс против всех

Начну с критики Теории креативного класса Ричарда Флориды. Это, безусловно, замечательное открытие, но дело в том, что эта социальная группа - не есть класс, поскольку не имеет чётко обозначенного отношения к собственности (Флорида, например, включает в креативный класс как наёмных сотрудников, так и предпринимателей).

В последнее время, особенно в России, под "креативным классом" стали понимать радикально настроенную часть либеральной оппозиции. Безусловно, это вольная трактовка, мало общего имеющая с изначальными идеями автора. По замыслу Флориды, креативный класс объединяет амбициозных людей с высокой склонностью к творчеству, индивидуализации, тех, «чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания». Произошедшая трансформация понятия вполне естественна - ибо авторская трактовка соединяла несовместимое. Между интересами и моделями социального поведения "типичного физика-исследователя" и "типичного брэнд-менеджера" - пропасть. Если первый поглощён познанием объективной реальности, то второй, скорее всего, - личностным продвижением (трудно представить человека, полагающего истинным смыслом жизни позиционирование гигиенических прокладок). Ещё большее и непреодолимое различие сущностей обнаружится в сопоставлении предпринимателя, последовательно работающего в интересах своего дела и наёмного управленца, предпочитающего вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение из компании в компанию в поиске более "вкусных" условий.
Креативный класс по Р.Флориде
Но не только поэтому описание объективного феномена креативного класса нуждается в уточнении. Явление на сцену любого нового социального класса имеет свои экономические предпосылки. Что же сформировало рассматриваемый нами класс? Основной проблемой современной глобальной экономики стала ограниченность потребления и достижение пределов возможностей международного разделения труда. С тех пор, как весь мир превратился в глобальный рынок, рост замедлился. Основные потребности населения развитых государств оказались удовлетворёнными, бурный рост потребления прекратился. И вот здесь мировой капитал сформировал новый (вероятно, последний) заказ: ему в первую очередь стало необходимо создание новых (читай несуществующих, необъективных, виртуальных) потребностей. Естественно, исполнить этот заказ можно лишь через невероятную креативность. Иначе заставить человечество вожделеть то, что ему не нужно, практически невозможно. Именно необходимость формирования лже-потребностей и стала экономической основой формирования истинного креативного класса. Очевидно, к нему принадлежат специалисты по созданию модных трендов, по продажам чего-угодно, где-угодно и кому-угодно. Специфика задач определила и специфику социальной группы. Это наёмный менеджмент, сконцентрированный на частно-эгоистических интересах продвижения в первую очередь себя. Он одинаково безразличен, как к интересам обслуживаемых им акционеров (капиталистов), так и к интересам наёмного персонала низших ступеней иерархии (пролетариата, обслуживающего класса).

Таким образом, истинный креативный класс выступил новым социально-экономическим феноменом, который противопоставил себя всем прочим субъектам мировой системы. Креативный класс поставил себя самоё в центр экономической повестки дня, оттягивая на своё обслуживание резервы научно-технологического развития корпораций, фонды оплаты труда непосредственных исполнителей. При том, не давая миру взамен ни-че-го кроме иллюзорных образов и фальшивых нарциссических грёз.

Меритократическая система ценностей креативного класса, включая индивидуализм, неограниченные свободы, неприятие традиций имеет для его резидентов почти
сакральный смысл. И надо заметить, эта система практически завладела миром (нельзя не признавать, что потенциал креативного убеждения данного класса, в силу объединяющего принципа, пугающе огромен). Любое посягательство на данные "идеалы" рассматривается как невероятное святотатство и мракобесие. Нет ничего превыше прав и свобод клана креативных. В качестве иллюстрации можно привести выявленную самим Флоридой прямую зависимость между количеством на определённой территории представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, богемы и иммигрантов с одной стороны и представителей креативного класса — с другой. Отметим, что гиперактивное индустриальное развитие в мире в начале и середине ХХ века почему то никак не отражалось на популяризации гей-культуры. Однако, когда на авансцену вышел потребительский креатив — всё резко изменилось. Просто в этот момент потребовалось возвести в ранг догмы индивидуальные свободы, сбросить все факторы самоограничения, что и было искусно исполнено.

В классовой структуре мирового общества появление креативного класса не было компенсировано рождением класса-антогониста, и это представляет огромную проблему. Ложная линия развития, продуцируемая креативной "деятельностью" уже реализовалась в губительный тренд атомизации общества, падения рождаемости ниже уровня воспроизводства популяции, в долговые пузыри, обострение межнациональной напряжённости в планетарном масштабе. Глобальной системе креатива несуществующих потребностей должна быть противопоставлена модель созидания и развития в парадигме истинных общественных ценностей. Баланс мировой системы должен быть восстановлен через восхождение класса созидания, класса развития.

Необходимо видеть, что формирование класса развития вряд ли возможно на основании укоренившейся в мире модели рыночно-либерального капитализма, поскольку попытка проблематизации его актуального состояния приводит к порождению проектов и решений, далёких от истинных человеческих ценностей (напомню - пределы основных механизмов развития в этой системе - наращивание рынков и разделение труда достигнуты и пройдены, остаются только возможности разного рода спекуляций). Основу зарождения класса развития должна составить не проблема капитала или добавленной стоимости, но проблема ренессанса исканий человеческого пути, восстановления истинных ценностей обществ и государств. Смею полагать, решение этих задач может оказаться далеким от сфер инвестирования, капитализации и маркетинга, более того, оно вообще может не лежать в плоскости традиционно понимаемой экономики. И здесь таится немалая угроза. Начав поиск новых форм и проектов развития исключительно с позиций экономики, мы рискуем вновь оказаться в плену тех же иллюзий, со всем присущим им инструментарием инвестиционного анализа, продакт плейсмента, проектного, HR и PR менеджмента.

Именно проблематизация в вопросе поиска выхода из тупика глобального экономизма должна стать повесткой истинных созидателей, основы будущего класса развития, напрасно причисленных сегодня Ричардом Флоридой к креативному классу - мыслителей, научной и инженерной элиты, деятелей культуры и образования. И этот поиск должен опираться уж никак не на креатив, а на научные методы познания, ибо цена ошибки непомерно высока. Результативность "голого" креатива мы уже можем в полной мере лицезреть. Мне не нравится. А вам?




Оригинал: http://razvitie.org/index.php/2014-01-12-06-44-23/klassovyj-konflikt-sovremennogo-obshchestva-kreativnyj-klass-protiv-vsekh.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий